Министерство иностранных дел Туркмении 12 августа опубликовал заявление заместителя председателя государственного концерна «Туркменгаз» Мырада Арчаева о том, что планы России по созданию «газового союза» с Казахстаном и Узбекистаном затрагивают интересы…
/ Валерий Шарифулин / ТАСС
«Заявление г-на Биричевского вызывает как минимум несколько вопросов. О каких «возможностях расширения» идет речь, какие «другие государства» проявляют к ним интерес, что, в принципе, стоит за «трехсторонним взаимодействием» в газовой сфере? Обтекаемость формулировок, использованных российским дипломатом, не дает на них ответы. А ясность здесь требуется полная, поскольку затрагиваются интересы других государств», – сказал Арчаев.
Издание «Газета.uz» 14 января 2023 г. написало со ссылкой на источники, что в декабре прошлого года Россия в ходе переговоров предлагала взять на баланс ГТС Узбекистана и Казахстана и уступить узбекистанской компании «Узгазтрейд» «Газпрому» права по поставкам газа в Китай, но затем эти условия были сняты. Взаимодействие сторон продолжилось в 2023 г.
Согласно данным ГТУ КНР, Туркмения оказалась в первом полугодии 2023 г. главным поставщиком трубопроводного газа в Китай, продав этого сырья на $5,06 млрд , Казахстан и Узбекистан находятся на четвертом и пятом месте соответственно . Как сообщало агентство Reuters, в 2022 г. Китай импортировал из Туркмении 35 млрд куб. м. газа на сумму $10,3 млрд, а российские поставки за этот же год по газопроводу «Сила Сибири» составили 16 млрд куб. м и обошлись Пекину в $4 млрд.